Чтобы сделать бизнес привлекательным для потенциальных покупателей, совсем необязательно выставлять его на продажу по самой низкой цене на рынке. Искусственно завышать стоимость — тоже сомнительная идея. Оба этих варианта введут покупателей в заблуждение и отпугнут даже тех, кто заинтересован в приобретении.
Стоимость компании, как и любого другого товара, должна отражать ее реальную ценность и быть обоснована. С обычными продуктами, например, автомобилем, все просто — цена складывается из состояния, пробега, количества владельцев. Для расчета стоимости бизнеса придется применить более сложные методы.
Сравнительный метод
Первое и самое простое, что нужно сделать, — изучить достоверную информацию об активных предложениях по продаже аналогичного бизнеса или уже завершенных сделках конкурентов.
Найти такие данные легко в:
Специализированных сервисах: «Авито», «Юла».
СМИ, освещающих корпоративные новости: «РБК», «Коммерсант».
Картотеках бизнес-брокеров.
Для расчета оптимальной рыночной цены бизнеса чаще всего используется отношение стоимости к выручке или прибыли компании.
Например, если вы продаете кофейню, выберите 3–5 предложений, похожих по площади, интерьеру и меню.
Кофейня 1
Стоимость — 1,5 млн руб.
Чистая прибыль за год — 480 тыс. руб.
Кофейня 2
Стоимость — 1,8 млн руб.
Чистая прибыль за год — 510 тыс. руб.
Кофейня 3
Стоимость — 2,3 млн руб.
Чистая прибыль за год — 620 тыс. руб.
Разделите стоимость каждой аналогичной точки на ее годовую прибыль:
Кофейня 1
1,5 млн руб. /480 тыс. руб. = 3,125
Кофейня 2
1,8 млн руб. /510 тыс. руб. = 3,529
Кофейня 3
2,3 млн руб. /620 тыс. руб. = 3,71
Посчитайте среднее арифметическое всех коэффициентов:
(3,125 + 3,529 + 3,71) / 3 = 3,455
Умножьте прибыль собственной кофейни на полученный показатель.
Стоимость бизнеса = 490 тыс. руб. x 3,455 = 1,69 млн руб.
Конечно, такой подход к оценке бизнеса считается условным и требует дополнительной экспертизы.
Затратный метод
Подобный метод оценки подходит для средних и крупных компаний, у которых есть в собственности помещения, транспорт, оборудование и другие дорогостоящие активы.
В этом случае цена бизнеса вычисляется по формуле:
Стоимость активов – Долговые обязательства
Число показывает, сколько денег получит новый владелец, если продаст все имущество и рассчитается с долгами бизнеса.
Например, на балансе вашей кофейни — фудтрак, кофемашина, холодильник, уличная мебель и прочее оснащение общей стоимостью 2,4 млн руб. Также у компании есть долговые обязательства перед банком на сумму 700 тыс. руб.
Тогда стоимость бизнеса будет равна:
2,4 млн руб. – 700 тыс. руб. = 1,7 млн руб.
Доходный метод
Для IT-компаний и других удаленных бизнесов без материального имущества лучше применять доходный метод расчета стоимости. Такой подход опирается на прогноз будущей прибыли и используется для растущих компаний.
Для расчета возьмем чистую прибыль за год и умножим на 3 года:
490 тыс. руб. x 3 года = 1,47 млн руб.
Если в кофейне наблюдается ежегодный рост прибыли на 15%, рассчитаем стоимость бизнеса с учетом этого увеличения:
1,47 млн руб. + 1,47 x 15% = 1,69 млн руб.
Для чистоты расчета допустимо уменьшить стоимость на инфляцию.
Делегируйте оценку стоимости бизнеса экспертам bizmall
Для определения точной и справедливой цены компании лучше обратиться к профессиональным оценщикам с релевантным опытом. Специалисты bizmall проведут комплексный анализ всех аспектов бизнеса, рассчитают его реальную стоимость по нескольким методам и дадут рекомендации, как максимизировать прибыль от продажи.