Укажите ваши данные мы свяжемся с вами в ближайшее время
Введите корректный номер телефона или адрес электронной почты, корректное имя
Спасибо, ваша заявка отправлена!
Долго ждать?
Наберите прямо сейчас: 8 800 500 07 78
Или добавляйтесь в месседжер
Укажите ваши данные мы свяжемся с вами в ближайшее время
Введите корректный номер телефона или адрес электронной почты, корректное имя
Спасибо, ваша заявка отправлена!
Долго ждать?
Наберите прямо сейчас: 8 800 500 07 78
Или добавляйтесь в месседжер
Ошибка отправки
Похоже, что при отправке формы возникла проблема. Пожалуйста, повторите попытку позже или обратитесь за помощью в нашу службу поддержки hep@bizmal.ru
Наберите прямо сейчас: 8 800 500 07 78
Или добавляйтесь в месседжер

Экспертиза и оценка бизнеса: 3 метода определения стоимости компании

Чтобы сделать бизнес привлекательным для потенциальных покупателей, совсем необязательно выставлять его на продажу по самой низкой цене на рынке. Искусственно завышать стоимость — тоже сомнительная идея. Оба этих варианта введут покупателей в заблуждение и отпугнут даже тех, кто заинтересован в приобретении.

Чтобы сделать бизнес привлекательным для потенциальных покупателей, совсем необязательно выставлять его на продажу по самой низкой цене на рынке. Искусственно завышать стоимость — тоже сомнительная идея. Оба этих варианта введут покупателей в заблуждение и отпугнут даже тех, кто заинтересован в приобретении.


Стоимость компании, как и любого другого товара, должна отражать ее реальную ценность и быть обоснована. С обычными продуктами, например, автомобилем, все просто — цена складывается из состояния, пробега, количества владельцев. Для расчета стоимости бизнеса придется применить более сложные методы.


Сравнительный метод


Первое и самое простое, что нужно сделать, — изучить достоверную информацию об активных предложениях по продаже аналогичного бизнеса или уже завершенных сделках конкурентов. 


Найти такие данные легко в:


  • Специализированных сервисах: «Авито», «Юла».

  • СМИ, освещающих корпоративные новости: «РБК», «Коммерсант».

  • Картотеках бизнес-брокеров.


Для расчета оптимальной рыночной цены бизнеса чаще всего используется отношение стоимости к выручке или прибыли компании. 


Например, если вы продаете кофейню, выберите 3–5 предложений, похожих по площади, интерьеру и меню.


Кофейня 1

Стоимость — 1,5 млн руб.

Чистая прибыль за год — 480 тыс. руб.


Кофейня 2

Стоимость — 1,8 млн руб.

Чистая прибыль за год — 510 тыс. руб.


Кофейня 3

Стоимость — 2,3 млн руб.

Чистая прибыль за год — 620 тыс. руб.


Разделите стоимость каждой аналогичной точки на ее годовую прибыль:


Кофейня 1

1,5 млн руб. /480 тыс. руб. = 3,125


Кофейня 2

1,8 млн руб. /510 тыс. руб. = 3,529


Кофейня 3

2,3 млн руб. /620 тыс. руб. = 3,71


Посчитайте среднее арифметическое всех коэффициентов:


(3,125 + 3,529 + 3,71) / 3 = 3,455


Умножьте прибыль собственной кофейни на полученный показатель.


Стоимость бизнеса = 490 тыс. руб. x 3,455 = 1,69 млн руб.


Конечно, такой подход к оценке бизнеса считается условным и требует дополнительной экспертизы.


Затратный метод


Подобный метод оценки подходит для средних и крупных компаний, у которых есть в собственности помещения, транспорт, оборудование и другие дорогостоящие активы.


В этом случае цена бизнеса вычисляется по формуле:


Стоимость активов – Долговые обязательства


Число показывает, сколько денег получит новый владелец, если продаст все имущество и рассчитается с долгами бизнеса.


Например, на балансе вашей кофейни — фудтрак, кофемашина, холодильник, уличная мебель и прочее оснащение общей стоимостью 2,4 млн руб. Также у компании есть долговые обязательства перед банком на сумму 700 тыс. руб.


Тогда стоимость бизнеса будет равна:


2,4 млн руб. – 700 тыс. руб. = 1,7 млн руб.


Доходный метод


Для IT-компаний и других удаленных бизнесов без материального имущества лучше применять доходный метод расчета стоимости. Такой подход опирается на прогноз будущей прибыли и используется для растущих компаний.


Для расчета возьмем чистую прибыль за год и умножим на 3 года:


490 тыс. руб. x 3 года = 1,47 млн руб.


Если в кофейне наблюдается ежегодный рост прибыли на 15%, рассчитаем стоимость бизнеса с учетом этого увеличения:


1,47 млн руб. + 1,47 x 15% = 1,69 млн руб.


Для чистоты расчета допустимо уменьшить стоимость на инфляцию.


Делегируйте оценку стоимости бизнеса экспертам bizmall


Для определения точной и справедливой цены компании лучше обратиться к профессиональным оценщикам с релевантным опытом. Специалисты bizmall проведут комплексный анализ всех аспектов бизнеса, рассчитают его реальную стоимость по нескольким методам и дадут рекомендации, как максимизировать прибыль от продажи.