В январе 2024 года число ИП и юридических лиц в России достигло 6,35 млн — это максимальный показатель с 2016 года. Все больше людей хотят оставить работу по найму, заняться собственным делом и покупают готовый бизнес. Но мало кто осознает риски и готов к возможным препятствиям.
Проблема 1 — утечка кадров
Уход сотрудников после продажи бизнеса новому владельцу — частая ситуация. Многие люди боятся перемен, поэтому сразу после покупки проведите общее собрание и по возможности поговорите с каждым работником.
Оптимальное решение для поддержания спокойствия в коллективе — сохранить прежние условия труда и зарплаты хотя бы 3 месяца. Из-за резких перемен вы рискуете потерять ключевых сотрудников, без которых сложно будет разобраться в новом для вас бизнесе.
Проблема 2 — разрыв отношений с контрагентами
На следующем этапе важно сохранить устоявшиеся партнерские связи. Для этого попросите продавца предварительно предупредить контрагентов о предстоящей смене владельца и изучите договоры с поставщиками, постоянными клиентами и арендодателем. Обратите внимание на наличие дебиторской и кредиторской задолженностей, сроки сотрудничества и выгоды для компании.
Для расположения партнеров проведите личную встречу. Подтвердите намерения продолжить взаимодействие, ответьте на вопросы контрагентов и при необходимости предложите оформить дополнительные соглашения или изменить условия сотрудничества.
Проблема 3 — кража торговой марки
Когда ситуация внутри бизнеса налажена, угрозы могу возникнуть извне. Если у компании не зарегистрированы права на торговую марку, есть риск получить судебный иск и потерять бренд.
Например, вы приобрели строительный магазин «Молоток» в Москве. Заплатили дизайнерам за логотип, заказали вывески и другую наружную рекламу или выкупили их у предыдущего собственника.
Одновременно в Санкт-Петербурге открывается строительный магазин с таким же названием. Его владелец регистрирует торговую марку и направляет вам иск за неправомерное использование интеллектуальной собственности.
В этом случае вы обязаны будете выплатить штраф до 5 млн руб., а также сменить название и все элементы брендинга. Итог — потеря денег и узнаваемости компании на рынке.
Мошенники часто пользуются подобными схемами. Они намеренно регистрируют незащищенные торговые марки и вынуждают владельцев бизнеса выкупать права. Поэтому сразу после переоформления компании стоит подать заявку в Роспатент.
Проблема 4 — потеря репутации бренда
В сегодняшних реалиях перед покупкой бизнеса важно изучить репутацию и самой компании, и ее нынешнего владельца.
Например, после острых высказываний Олега Тинькова в 2022 году, более 20% упоминаний о банке «Тинькофф» в интернете были негативными. Компания терпит репутационные потери даже после смены состава собственников.
Если вы все же столкнулись с подобным влиянием после покупки бизнеса, необходимо провести ребрендинг и открыто объявить о новом владельце.
Проблема 5 — отказ предыдущего собственника сопровождать передачу дел
Кроме проблем с репутацией, продавцы могут создать и другие сложности. Например, отказаться участвовать в передаче дел, заблокировать номера и сменить контакты сразу после подписания документов. Чтобы исключить такую ситуацию, внесите в договор купли-продажи бизнеса соответствующие обязательства и установите сроки.
Покупка бизнеса на bizmall — способ избежать проблем